Составить вопросы как почему зачем человечество обязано. Зачем человек живет на земле. Древние философы и смысл жизни

Составить вопросы как почему зачем человечество обязано. Зачем человек живет на земле. Древние философы и смысл жизни

Александра:
На уровне физики — то был сверхвзрыв, мельчайшие частицы которого все ещё содержаться в наших телах. Оттуда и пошла материя.

Я:
Всё по-другому, на самом деле. Существует две Вселенные. Одна Вселенная видимая, которая состоит из нашей материи. Другая не видимая, которая состоит из того, что физика называет тёмной материей. И сейчас уже физикам начинает доходить, что звёзды ни что иное, как окно во Вселенную тёмной материи. Из которой тёмная материя через звёзды, как через окна, транслируется сюда и перерабатывается в материю нашей Вселенной нашего вида.

В буддизме это называется лайа центр, точка перехода из невидимой материи, в видимую, из того мира в этот. И символом Великих Посвящённых всегда было чёрное Солнце.

Утверждалось, что это Солнце, которое мы видим, звезда, это всего лишь видимость, эхо, это следствие существования этого момента перехода, этого лайя центра. Сам же лайа центр, это окно, в ничто. Великие Посвящённые, в итоге, овладевая лайа центром, могли использовать его в своей жизни, в своём обиходе. То есть, с помощью своей мысли и овладением лайа центром, они могли возле себя создать нечто похожее на звезду, то есть материя, которая переходит из того мира в этот. И могли таким образом создавать предметы из воздуха, или наоборот, аннигилировать некоторые предметы, делать их не существующими. То есть, была скала, не стало скалы, или не было скалы, стала скала. Это очень удивительное явление — лайа центр.

Некоторые люди владеют этим от рождения. По-видимому, в прошлой жизни этому научились, и сейчас у них эта способность спонтанно пробилась. Например, Святослав Николаевич Рерих описывал про Саи Бабу. Как при нём, при Святославе, Саи Баба, просто из воздуха делал предметы. Например, они шли группой, человек пятьдесят, Святослав Рерих был среди них. И все очень сильно проголодались и устали, Саи Баба забежал за скалу, и выбежал оттуда с подносом, на котором были горячие горшочки с едой. И вдруг выяснилось, что одному человеку не хватило, Саи Баба забежал за скалу, и выбежал оттуда с ещё одним горшочком. Когда его спросили, а как так получилось, что он за этой скалой горшочки спрятал с горячей едой, и почему он один забыл? Он хитро улыбнулся. А на самом деле у него была прирождённая способность делать вещи из воздуха. Но, к концу жизни он эту способность потерял, так как он это стал присваивать себе, и назвал себя Богом. Чистота ушла из его души, и вместе с ней и эта способность.

Елена Блаватская описывала другого человека, который владел этой способностью создания лайа центра. Его звали доктор Кили, он был профессором. Он проводил эксперименты с этим лайа центром, и даже создал машину, вечный двигатель, который, однако, только работал в его присутствии. Он мог энергию с того мира переводить в этот. И мог материю из этого мира переводить в тот. Например, в присутствии многих профессоров, он произвёл опыт. Он взял и тушу быка и разложил на атомы, она просто перестала существовать, с помощью лайа центра. Интересно, что он описывал этот лайа центр, сохранились научные труды и описания, и я читал — это поразительно.

Он описывал особую мощь разума, который может запускать лайа центр. Так, вот, Великие Посвящённые этим владели, и в основе каждой звезды лежит такой лайа центр. Поэтому для Вселенной очень важны люди, которые развивают разум.

Мы, наше человечество на нашей планете Земля, фактически фабрика по взращиванию мыслителей, которые однажды научатся создавать такие лайа центры. И когда, они душою вырастут, настолько грандиозно, что перестанут себя ощущать ограниченными людьми, то тогда они станут основанием звезды, потому что они смогут дорасти до такой мощи разума, чтобы понимать ту Вселенную и эту. И собственно для этого человечество и существует — чтобы Вселенная расширялась, чтобы движение шло, чтобы всё стремилось к совершенству. Но, только мыслители могут этим владеть, потому что необходима определённая мощь разума, для того, чтобы этот лайа центр создать.
__________________________
P.S. Каждый год я езжу в Тибет и прохожу обучение. Чему я там обучаюсь, и как это меняет жизнь к лучшему, вы можете узнать на бесплатных 4-х недельных онлайн курсах. Подробнее

Доктор философских наук, профессор, преподаватель НГУЭУ Олег Донских прочитал в литературном магазине «КапиталЪ» лекцию о том, почему в самом феномене человеческой речи заключена возможность лжи и привел множество примеров тому, как с помощью речи люди создают субъективную картину мира, отличающуюся от объективной. Мы отметили основные тезисы его выступления.

Гениальный дипломат Шарль Морис Талейран говорил, что язык нам дан для того, чтобы скрывать наши мысли. Знаменитый английский философ Людвиг Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате» писал, что «границы моего языка определяют границы моего мира» и «о чем нельзя говорить, о том следует молчать». В 115-м псалме говорится: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь ».

Ближе всего основную идею языка как лжи изложил Артур Шопенгауэр в образе Майи, позаимствованном из ведийской мифологии. Шопенгауэр считает, что Майя — это иллюзия, и исходит из того, что человек отделен от реального мира «покрывалом Майи». Поэтому он не знает реального мира, а реальный мир — это проявление воли. (Отсюда у Шопенгауэра название его знаменитой книги «Мир как воля и представление».)

Получается, что мы знаем, как этот мир представлен нам только благодаря «покрывалу Майи». Язык, с одной стороны, открывает его, дает о нем представление; с другой стороны — он сразу определяет то, как мы эту действительность будем видеть. Нам неизвестно, истина это или нет, и проверить это невозможно. Мы не способны выйти за рамки языка и увидеть реальность такой, какая она есть. Можно лишь сравнивать одно определение с другим, но оба будут субъективны. Здесь возникает проблема иностранного языка.

Язык как «покрывало Майи»

Проблема изучения другого языка состоит не в запоминании слов, а в необходимости начать думать на нем. Когда предлагают выучить «английский язык за месяц», понятно, что речь идет об уровне goodbye и how are you. Но английский язык — это другой способ мышления, и одновременно на двух языках мыслить нельзя. Вот почему переводчики Google и Яндекса так плохо работают, ведь они переводят все более-менее близко к тексту, а настоящий перевод — это другой нарратив на другом языке.

Говорят, что язык представляет собой способ коммуникации, но это принципиально ложное определение, потому что способом коммуникации является речь. Язык помогает понимать речь, после чего мы уже строим ее в соответствии с языком, который мы знаем.

Язык есть система знаков, причем знаки эти определенным образом взаимодействуют и связаны друг с другом в рамках грамматики, определенной системы. Она сразу задает определенное видение мира. Например, в русском языке есть существительные, глаголы, прилагательные. Что означают все эти слова? Что означает прилагательное «зеленый»? Цвет. Существует ли этот цвет отдельно от языка? Нет.

Так же обстоит дело, например, с глаголами и существительными. У нас есть глагол «бегать» и есть существительное «бег». В чем разница? Вроде бы это одно и то же понятие, но представленное по-разному. Язык — это система, он показывает явление либо в одном, либо в другом виде, и реальность от этого меняется. Мы начинаем о ней мыслить по-другому в зависимости от того, как хотим представить сказанное, и язык нам эту возможность дает. Другой язык по-другому представляет эту реальность.

Все описанное выше и есть «покрывало Майи», то, что опосредует наше отношение к миру. Здесь проступает второй план. Как у Канта есть образ неких очков, через которые мы видим мир, так и тут язык дает нам классификацию всего, что существует, он встраивается между нами и реальностью и заставляет нас определенным образом думать о мире, позволяет оторвать наш образ мира от наших переживаний.

Мы и животные

Животные реагируют на реальность непосредственно. У них есть речь, с большой натяжкой можно сказать, что они способны общаться. Коммуникация между ними происходит множеством разных способов: звуков, запахов, прикосновений и так далее. Язык же не является непосредственным выражением чувств.

Выходит, что когда-то люди разошлись в этом вопросе с животными. То, что мы чувствуем, и то, что говорим, — это разные вещи, и животное солгать не способно. Человек же может чувствовать одно, а говорить совсем другое (он чаще всего так и делает). Получается, что именно язык дает нам эту возможность — ту, которой нет у животных в принципе.

Язык дискретен, в нем есть фонемы и слова — единицы, на основе которых он построен, и мы можем их четко вычленить. У животных все высказывания плавные, в них нет границ. В нашем языке от их способа общения остались только интонации. Можно ли их сосчитать? Посчитать фонемы русского языка можно, английского — запросто, а интонации — нет. Люди принципиально отошли от них, что позволило создать вторую реальность, через которую мы видим мир. Получается, что, с одной стороны, человек живет в этом мире, а с другой стороны — благодаря языку выстраивает параллельный мир в своем сознании. Люди знают и владеют огромным количеством слов, связей между словами, бесконечным количеством сочетаний.

Вот пример, позволяющий представить мощь языка: «в этом предложении слишком много трудных слов, поэтому его тяжело перевести». При переводе этой фразы на русский язык можно получить примерно шесть миллионов разных вариантов. 4,5 миллиона отсеются из-за корявости, но 1,5 миллиона вполне сгодятся.

С помощью интонаций солгать невозможно, они, как правило, правдивы, их тяжело скрыть, для этого нужно быть хорошим артистом. С помощью языка — запросто. Возможность лжи начинается с простых вещей. Человек спрашивает собеседника: «Ты устал?» Тот на самом деле очень устал, но говорит: «Нет, я не устал, все нормально». Его слова не соответствуют его состоянию, хотя он не хочет обмануть собеседника. Человек так живет — есть его чувства, есть его реальное состояние, а есть то, как он хочет себя представить другому человеку. Такая особенность языка была замечена давно.

Лучше всего отделение, расслоение языка и интонации видно на примере интернета. Собеседники чаще всего не видят друг друга (с помощью видеотрансляций общаются меньше), и потому там можно представиться кем угодно. Интонацию речи услышать нельзя, а значит и определить, что человек лжет — тоже. На заре Рунета была популярна картинка, на которой изображена девушка, объясняющаяся в любви молодому человеку. Он называет ее в ответ «моя маленькая рыбка». Потом показывают «молодого человека», а он оказывается голым толстым дедом.

Поиски истинного языка. Пример первый

Мы сейчас живем под влиянием идей прогресса и убеждены, что становимся лучше. У древних было иначе. Например, античные греки считали своих праотцов людьми умными и гораздо более развитыми, а самих себя — деградировавшими. Язык, по их мнению, тоже портился со временем, потому что им неправильно пользовались. В греческих текстах его сравнивают с монетами, сначала новенькими, а потом истершимися и тусклыми.

Отсюда возникла интересная идея о том, что ребенок рождается с языком истинным, с тем, который точно отражает реальность. Ребенка начинают неправильно учить, и в результате он привыкает говорить на испорченном языке. Что ж, значит надо его изолировать и не учить, и тогда он заговорит на истинном!

Такие эксперименты были. Вот описание одного из них, встречающееся у Геродота в «Клио», в одной из глав его «Истории». Египетский фараон Псамметих III забрал двух детишек и отдал немому пастуху на воспитание. Пастух кормил их молочными продуктами, и в какой-то момент заметил, что они начали к нему протягивать ручонки, говоря «бекос, бекос». Тот не понял, что это значит, и привел ребят к Псамметиху. Фараон не знал такого слова и собрал совет мудрецов. Оказалось, что «бекос» это по-фригийски «хлеб», — дети хлеба просили. Вопрос о том, каким образом они узнали, что представляет собой хлеб, мы оставим Геродоту. К великому сожалению, дети заговорили на фригийском, а египтяне-то считали свой язык самым лучшим.

Псамметих III

В исторической литературе встречаются описания и других подобных опытов по поиску настоящего языка. Только в одном лишь случае результат эксперимента оказался самым логичным. У великих моголов был хан Акбар, отдавший на воспитание немой кормилице несколько детей. Когда им исполнилось 12 лет, их показали другим людям. Все были совершенно потрясены, так как дети вместо того, чтобы говорить, изъяснялись знаками, которые они выучили у кормилицы.

Поиски истинного языка. Пример второй

У античного Гесиода в поэме о происхождении богов «Теогония» есть момент, когда простой беотийский крестьянин встречает муз, и они ему говорят: «Мы тебя научим, расскажем». Он соглашается. Они продолжают: «Мы, конечно, можем и много лжи рассказать, но мы скажем правду».

Замечание о лжи тут совершенно не к месту. Вот вы явились, так давайте, говорите то, что вы хотите сказать, но нет же, они ему объясняют, что могут сделать и по-другому. Это важный момент, потому что он дает представление о том, как четко музы ощущали разницу между ложью и правдой языка.

Поиски истинного языка. Пример третий

Этот пример связан уже с деятельностью софистов и Платона, у которых возникла концепция, согласно которой изначально язык был правильным. Эта теория называется «фюсей» (от греч. physis — природа), то есть «слова по природе». Софисты считали, что когда возникает какая-то вещь, вместе с ней возникает и ее имя. «Природность» названий доказывалась, во-первых, звукоподражаниями (например, словами, передающими ржание лошадей), а во-вторых, сходством между воздействием вещи на человека и его ощущениями от этой вещи (например, слово «мед» воздействует на слух мягко, как и сам мед воздействует на человека).

В ответ родилась концепция «тесей» (от греч. thésis — положение, установление). Согласно ей истинных имен быть не может, потому что все вокруг представляет собой условность, сознательно принятую людьми. Один из их аргументов был такой: человека можно переименовать, и у одного и того же человека могут быть разные имена. Например, настоящее имя того же Платона — Аристокл. «Девушки тоже меняют имена, хотя и остаются сами собой», — так говорил Демокрит. Существуют и синонимы, и откуда им взяться, если только одно слово доступно для обозначения объекта?

Получается, язык — это ложь. Софисты прямо заявили, что о любой вещи можно говорить как нечто истинное, так и противоположное.

Подобные идеи продолжали развиваться в Средние века в христианстве. Возникла мысль о том, что язык равен логике. «Логос» переводится как «слово, учение, истина». Мир логичен, и язык полностью соответствует реальности мира. У всех языков якобы одна грамматика, они просто немного отличаются друг от друга.

Эта идея повлияла на современника Фомы Аквинского — Раймонда Луллия. Его родным языком был арабский, но потом он освоил латынь. Это было время крестовых походов, и его страшно раздражало существование ислама (помимо христианства). Лулий решил, что если он построит абсолютно логический язык, то этот факт будет свидетельствовать о христианстве как об истинной вере. Он предъявит его арабам, и они тут же обратятся в христианство.

Лулий построил систему: описал четыре механизма, которые задают все истинные понятия в мире и потом описал разными кругами сочетания этих понятий. С этим он поехал к арабам. Лулий был старенький, и все закончилось грустно. Не прониклись арабы истинным христианством и до смерти забили гостя камнями. Современные логики работами Луллия интересуются, но понять их не могут.

Еще была любопытная идея в Пятикнижии, связанная с тем, как Адам придумал язык. Бог привел к нему животных, и Адам дал им имена. Так это и понимали в Средние века: Адам в раю придумал lingua adamica (язык Адама), на котором солгать нельзя. Но знал его только он один, и никто его никогда не реконструировал.

Немецкий мистик Якоб Беме писал, что если кто-то восстановит этот язык, то Беме, услышав, узнает его (поскольку мистик в своих видениях разговаривал с Адамом), но эта история так и осталась вне научного дискурса. У Данте освоение Адамом языка происходит уже после изгнания из рая. Получается, что в раю, где существует истина, люди общаются с помощью чувств, им не нужны слова, им не нужно себя представлять каким-то иным образом, они такие, какие есть.

Благодаря языку мы перестали видеть истину. В Евангелии от Иоанна есть совершенно потрясающая сцена. Пилат спрашивает Иисуса о том, что есть истина (этот момент запечатлен на известной картине Николая Ге). Иисус ничего ему не отвечает. Почему? Не потому, что он не мог ему ответить, а поскольку он и есть истина, не требующая слов. Когда начинаются слова, истина исчезает, и если вы заглянете в Евангелие, то увидите, что Христос изъясняется образами, потому что образы находятся вне языка.

Если обобщать вышесказанное, то с одной стороны стоит наша жизнь, а с другой мы с помощью языка говорим о ней, описываем эмоции, рассматриваем ее извне и конструируем внутри себя иной параллельный мир.

На данной странице представлены ГДЗ по окружающему миру 3 класс 1 часть — рабочая тетрадь авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. на 2018 — 2019 учебный год. Надеемся, что данный «решебник» поможет при подготовке домашних заданий по предмету окружающий мир.

Радость познания

Страница 3 — 5 — Свет знания

1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.

Пословицы о силе разума — Разум силу победит. — Всякий совет к разуму хорош. — Каков разум, таковы и речи. — Разум — золота краше, а правда — солнца свет. — Кулаком победишь одного, а умом — тысячи. еще пословицы об уме и разуме Пословицы о силе знаний — Грамота не злом, а правдой сильна. — Знание лучше богатства. — Красна птица перьями, а человек знанием. — Знания дороже богатства. — Знание и мудрость украшают человека. Пословицы об умелых руках — Умелые руки — помощники науке. — Золотые руки на серебро не купишь. — Сотня советов не заменит пары опытных рук. — Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

2. Вопросам «как?», «почему», «зачем?» человечество обязано большей частью великих открытий. Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе?

Как появляются черные дыры? Как строили пирамиды в Египте? Почему Япония называется страной восходящего солнце? Почему в бермудском треугольнике пропадают самолеты? Зачем осваивать космос? Зачем дятел стучит по дереву? Почему птицы летают косяком?

3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Дугласия или лжетсуга тиссолистая или лжетсуга Мензиса На картинке изображена Дугласия. Также ее называют лжетсуга тиссолистая или лжетсуга мензиса, псевдосуга Иензиса, дугласова пихта, псевдотсуга тиссолистная, дугласовая ель, орегонская сосна, пихта Дугласа. — Где ее можно встретить лжетсугу Мензиса? — Лжетсуга Мензиса встречается в Северной Америке, а также в Азии. — Какова максимальная высота дугласии? — Дугласия может достигать высоты до 100 метров. — Почему у данного растения так много названий и как они появились? — Во время путешествия по Северной Америке в 1791 году биолог и медик Арчибальд Мензис увидел большое дерево, которое было похоже пихту. Сообщение об этом дереве осталось незамеченным. Но в 1827 году данное дерево было открыто повторно английским ботаником Дэвидом Дугласом, который привез его в Европу. Тогда дереву дали название «пихта Дагласа». При исследовании было обнаружено, что при всей схожести с пихтой имеется ряд отличий, которые позволили выделить род — псевдотсуги в семействе сосновых. Так «пихта Дагласа» стала псевдотсугой Дагласа, а еще позже — псевдотсугой тисолистной. Затем было принято решение назвать дерево в честь первооткрывателя, то есть псевдотсугой Мензиса, однако старые названия: «пихта Дугласа» или «дугласия» сохранились и используется лесоводами.

4. Расскажи по фотографии на с.5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Красная площадь в Москве На рисунке изображена Красная площадь. Слева расположился Храм Василия Блаженного, а справа Спасская башня. Перед Храмом находится лобное место, где в былые времена оглашали царские указы. На Красной площади имеются и другие достопримечательности, например, там расположен Мавзолей В. И. Ленина. — Какова общая площадь Красной площади в Москве в километрах и сколько людей может поместиться на площади? — Протяженность Красной площади 330 метров в длину и 70 метров в ширину, при этом общая площадь — 23 100 квадратных метров или 0,023 квадратных километров. Если же перевести квадратные метры в гектары, то получится, что площадь Красной площади 2,31 гектара. Один человек занимает площадь — 0,21 м2, тогда получается, что на Красной площади может уместиться: 23100: 0,21 = 110 000 человек. При этом все население Москвы, которое составляет 12 380 664 человек на 2017 год на Красной площади не смогут поместиться на Красной площади. — Почему красная площадь в Москве называется красной? — Часто в сказках встречается выражение «красна девица», что означает красивая девица. Применительно к площади красная означает красивая. По другой версии считает, что когда была основана Москва в ней было много деревянных построек, которые очень часто горели. Не исключением была площадь рядом с Кремлем. Так, из-за частых пожаров площадь назвали Пожар, а позже стали называть «Красной площадью» так как это цвет пожара. — Какова высота Спасской башни? — Высота Спасской башни вместе со звездой — 71 метр.

5. Раскрась иллюстрацию к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре.

Иллюстрация к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре

Страница 6 — 11 — Как изучают окружающий мир

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти учебники? Подпиши самостоятельно или с помощью слов для справок.

Слова для справок: наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование.

2. Практическая работа «Наблюдение».
Цель работы : освоить этапы проведения наблюдения.
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель наблюдения: наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.
  2. План проведения наблюдения:
    • покормить золотых рыбок сухим кормом, насыпав его на поверхность воды,
    • отследить поведение рыбок,
    • записать результаты наблюдения.
  3. Результаты наблюдения: если золотые рыбки не съели весь насыпанный корм в течении 5 минут, значит они перекормленные и остатки корма будут портить воду.
  4. Выводы: важно, чтобы золотые рыбки получали достаточное, но не избыточное количество пищи.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель наблюдения. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель наблюдения.
Мы составили чёткий план наблюдения.
Мы успешно выполнили план наблюдения и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из наблюдения.

3. Практическая работа «Опыт».
Цель работы : освоить этапы проведения опыта.
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель опыта: выяснить, может ли магнит притянуть любой металл.
  2. План проведения опыта:
    1. Взять магнит.
    2. Рассыпать на столе предметы из металла (булавки), из золота (серьги), из серебра (подвеска).
    3. Поднести магнит к каждому из предметов.
    4. Записать результат.
  3. Результаты опыта: магнит притягивает предметы из металла, но не из любого.
  4. Выводы: магнит может притянуть предметы из металла, но не из любого. Предметы из золота и серебра, которые также являются металлами, магнит притянуть не может.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель опыта.
Мы составили чёткий план опыта.
Мы успешно выполнили план опыта и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из опыта.
4. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажите стрелками.


5. Практическая работа «Измерение массы».
Цель работы : научиться проводить измерение массы с использованием весов.
1. С помощью рисунка изучите устройство весов.

2. Рассмотрите набор гирек для весов. Запишите массу каждой гирьки.
3. Проведите измерение массы предметов, выданных учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Допишите.

Весы — это прибор для измерение массы.

Мы усвоили, как устроены весы.
Мы поняли, как работают весы.
Мы научились проводить измерение массы.

6. Практическая работа «Измерение длины».
Цель работы : научиться проводить измерение длины с использованием линейки (рулетки).

1. С помощью рисунка изучите устройство линейки и рулетки. Сравните их. Подумайте, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.

Линейку следует применять для измерения предметов не большой длины. Когда предмет большой целесообразно использовать рулетку.

2. Заполните пропуски.

Выполненное задание:

3. Проведите измерение длины предметов, выданных (или указанных) учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Допишите.

Линейка и рулетка — это инструменты для измерения длины.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы усвоили, как устроены линейка и рулетка.
Мы поняли, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.
Мы научились проводить измерение длины.
Мы научились фиксировать результаты измерений.

Страница 12 — 13 — Книга — источник знаний

1. Запишите сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:

2. Нарисуй иллюстрацию к этой книге. Вместо рисунка можно приклеить фотографию по теме книги.

3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека, которые размещены в поезде «Читающая Москва» Московского метрополитена.

Дом, в котором нет книг подобен телу, лишённому души. Цецерон Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский

Цицерон Марк Туллий — римский политический деятель, оратор и писатель. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 798. Паустовский Константин Георгиевич — русский писатель. Мастер лирической прозы. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 545.

4. Придумай своё высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.

Вся человеческая мудрость скрыта в книгах, и только читая можно постичь ее.

5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.

Древний мир, Полная энциклопедия, Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р., 2007 — А. Б. Преображенский. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История древнего мира. 2001.

Страница 14 — 15 — Отправляемся на экскурсию

1. Найди описание и укажи стрелками.

Выполненный вариант:

2. Приведите по 1-2 примера.

Художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Музей Владимира Маяковского, Квартира музей С.С. Прокофьева

Заповедники, национальные парки: Московский государственный музей-заповедник Коломенское, Измайловский остров — музей-заповедник

3. Придумай и запиши вопросы, которые тебе хотелось бы задать в зоопарке или ботаническом саду.

  • Почему у бегемотов розовое молоко?
  • Правда ли, что слоны боятся мышей?
  • Какого цвета язык у жирафа?
  • Через сколько лет на дубе появляются желуди?
  • Почему грецкий орех называется грецким?

Узнай, какие вопросы подготовили другие ребята. Сможешь ли ты на них ответить?

4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

5. Подумай и напиши, куда можно сходить на экскурсию в твоём крае. Название места, которое кажется тебе самым интересным, подчеркни.

  • Музей современного искусства «Гараж»
  • Музеи московского кремля Оружейная палата
  • Планетарий
  • Музей «Дом вверх дном»

Страница 16 — 17 — Наша экскурсия

Побывайте на экскурсии и составьте фоторассказ о ней. Запишите, как вы оцениваете экскурсию и почему.

Оружейная палата в Москве

Экскурсия мне понравилась. Я узнал(а) много нового и интересного.

Страница 18 — 21 — О чём расскажет план

План местности — это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков.

2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.

3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.

1 — Пашня.
2 — Огород.

4. Нарисуй условные знаки плана.

Проверь себя по учебнику.

5. На уроке учительница спросила: «Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?» дети ответили так:

Серёжа: «Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности».
Надя: «Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности».
Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 10 метров на плане».
Ира: Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности.

Кто ответил верно? Отметь галочкой.

6. Практическая работа «Туристические планы».

1) Рассмотрите в учебнике план зоопарка.

Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:

а) тигры — на севере
б) львы — на юге
в) снегири и другие птицы — на западе
г) верблюды — на востоке

2) Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы.

Фрагмент план Москвы

Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.

Воробьёвы горы Стадион «Лужники»

3) Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.

План центральной части Санкт-Петербурга От Московского вокзала нужно следовать влево по Невскому проспекту, пройти мимо Аничкова моста, а после Александровской колонны повернуть направо. И тогда мы окажемся возле Зимнего дворца. Следуя данном маршруту можно увидеть Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну и Дворцовую площадь.

Положите на плане любой другой маршрут. Устно опишите его.

Если вы принесли на урок другие туристические планы, рассмотрите их. Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, научились ли вы читать туристические планы.

Мы научились определять на плане стороны горизонта.
Мы научились находить на плане различные достопримечательности.
Мы научились определять по плану, как пройти в то или иное место.
Мы научились прокладывать на плане определённый маршрут.

Страница 22 — 23 — Планета на листе бумаги

1. С помощью учебника допиши определение.

Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Обозначь стороны горизонта на карте мира.

3. Раскрась, как обозначены на карте:

4) Используя учебник, допиши определения.

Материк — это огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой. Его еще называют континентом. Часть света — это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.

Объясни (устно), в чём сходство и различия материка и части света.

5. Выпишите в таблицу названия всех материков и частей света.

Закрасьте любым цветом несовпадающие названия материков и частей света.

6. С помощью карты учебника приведите примеры (3-4 названия в каждом пункте).

Моря: Баренцево море, Аравийское море, Норвежское море, море Бофорта. Реки: Лена, Амазонка, Волга, Обь. Острова: Алеутские острова, острова Новая Зеландия, остров Мадагаскар, остров Тасмания.

Страница 24 — 25 — Страны и народы на политической карте мира

1. Рассмотри настенную политическую карту мира. Определи название и границы страны, где столицей является Рим — древний город, о культуре которого ты уже много знаешь. Как называются соседние с ней страны? Запиши сведения полученные благодаря изучению политической карты мира:

Обратимся к карте, и видим, что соседствующими странами являются: Франция, Швейцария, Австрия и Словения. Рим — столица Италии Соседи Италии — Австрия, Швейцария, Франция и Словения.

2. Прочитай рассказ о Генрихе Шлимане. Найдите на настенной политической карте мира страны, языки которых он выучил, где жил и работал. Отметьте их флажками.

Генрих Шлиман родился в 1922 году в Германии . Детская мечта найти древний город Трою привела его в 18 лет матросом на корабль «Доротея», который направлялся в Венесуэлу . Судно попало в шторм и затонуло, а Генрих чудом спасся и оказался в Амстердаме . Здесь он работал в торговой конторе и за два года освоил русский , английский , французский , голландский , испанский , португальский и итальянский языки. Затем Генрих Шлиман отправился в Петербург и 20 лет вёл своё торговое дело в русской столице. За это время он выучил польский , шведский , греческий , арабский и другие языки, разбогател на добыче золота в Америке . И наконец, уехал в Грецию — осуществить свою мечту. Чтобы читать «Илиаду» в подлиннике, он за шесть недель выучил древнегреческий язык. Текст Гомера стал для него путеводителем. И древняя земля Греции раскрыла перед археологом свою тайну. Похоронен Г. Шлиман в Афинах.

Отметим на карте флажками все страны, языки которых выучил Г. Шлиман, где он жил и работал.

Политическая карта мира — кликнете, чтобы увеличить изображение

3. Рассмотри представителей разных стран в традиционных костюмах. Найди страну их родного языка на политической карте мира. Запиши названия этих стран и их столиц.

Страна — Белоруссия
Столица — Минск

Страна — Мексика
Столица — Мехико

Страна — Турция
Столица — Анкара

Страна — Китай
Столица — Пекин

Страница 26 — 27 — Путешествуя, познаём мир

1. Вместе с друзьями обсудите и составьте план подготовки путешествия по своему городу (селу). Используйте для этого образец плана из учебника.

Цель путешествия : узнать о гибели царской семьи. Место путешествия : Храм на Крови Источники сведений о месте путешествия : сеть Интернет. Справочная литература : Паломники со всей России отправятся в июле по маршруту «Святыни Екатеринбургской Епархии, Царские дни». Православие.ру; Е. Гильбо «Тайна гибели царской семьи», статья 2004 г.; Грэг Кинг, Пенни Вильсон «Романовы. Судьба царской династии». Издательство «Эксмо», Москва, 2005 г. Карты, схемы, планы, путеводители : карта города Екатеринбурга. Оборудование : фотоаппарат, навигатор. Прогноз погоды : узнать на сайте gismeteo.ru. Форма одежды : свободная, удобная обувь. Мой спутник (спутники) : родители.

2. После путешествия выбери из дневника самое интересное и запиши на этих строках.

Трагическая гибель императора Николая II стало концом великой Российской Империи. Роковые события, происшедшие в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева породили много легенд. Осталось много загадок, которые предстоит разгадать историкам.

3. В хуторе «На гранях» Белгородской области поучимся мастерству пчеловодства. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчёл и в заботах пчеловода.

Страница 28 — 29 — Транспорт

1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.

Фотография старинного средства передвижения — сани, запряженные тройкой

2. Распредели средства передвижения по видам. Сухопутные транспорт отметь красным кружком, водный транспорт — синим кружком, воздушный транспорт — желтым кружком.

Какие из этих средств передвижения старинные, а какие современные? Ответь устно.

3. Проект «Любознательный пассажир». Прочитай рассказ и рассмотри фотографии.

Про поезд «Читающая Москва» ты уже знаешь. А еще в Московском метрополитене ходит поезд «Акварель». Садишься в вагон и словно попадаешь в картинную галерею. С интересом юноши, девушки и ребята твоего возраста рассматривают творения русских художников. Часто пассажиры этого поезда переходят из вагона в вагон, чтобы увидеть как можно больше картин. Многие фотографируют то, что им особенно понравилось. Поезд «Акварель» — замечательный подарок всем ценителям искусства и просто любознательным людям.
Поезд «Акварель»

Придумай проект одного из видов транспорта для любознательных пассажиров. Какие явления природы и культуры твоего края тебе хотелось бы представить в своём проекте? Нарисуй и опиши проект на с.30-31.

Название проекта : трамвай классической музыки
Название средства транспорта : трамвай
Внешний вид :

Описание : В трамвае будет звучать классическая музыка. В промежутках между композициях диктор будет рассказывать о разных интересных фактах, связанных с написанием произведений, композиторах, который их написали, их жизни, исполнителях.

Страница 32 — 33 — Средства информации и связи

1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.

Поменяйтесь с другом тетрадями и расшифруйте информацию на флажках. Запиши ее словами.

Слева изображен знак предупреждающий о каком-то событии, которое требует внимание. Справа изображена стрелка вправо — указывающая направление дальнейшего движения.

2. Представь, что ты посылаешь письмо другу. Оформи с помощью необходимых сведений почтовый конверт.

3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событий культуры, о людях твоего края.

4. Запиши по памяти названия средств информации и связи. Проверь себя по учебнику.

Средства информации и связи Почтовая служба, телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет.

Мир как дом

Страница 34 — 35 — Мир природы в народном творчестве

1. С помощью текста учебника на с. 46 заверши предложение:

Слово «экос» («ойкос») в переводе с греческого языка означает «дом, жилище «. Слово «логос» в переводе с греческого языка означает знание . Слово «ойкумена» древние греки называли заселённую и освоенную человеком часть мира .

2. Раскрась фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено. Опиши их устно.

3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей твоего края. Для завершающего ответа воспользуйся подсказками учебника или поставь имя того, кому пишешь эту песенку. К тексту можно сделать рисунок в подарок (на отдельном листе).

Вариант #1 — Куда, пастух, идешь? Куда своих овец ведешь? — На поле. — Зачем тебе на поле? — Овец накормить. — Зачем овец накормить? — Чтоб шерсть давали. — Зачем тебе шерсть? — Чтоб деткам зимой тепло было. Вариант #2 — Куда, Аня, идешь? — Грибы собирать. — Зачем тебе грибы? — Чтобы суп сварить. — А зачем тебе суп? — Чтобы себя накормить, и друзей угостить!

Страница 36 — 37 — Из чего состоит всё

1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду и обведите её. Объясните (устно) свой выбор.

Природные объекты — все то, что относится к природе. Кроме того, нас окружает бесчисленное множество предметов, созданных человеком. На первом рисунке изображены природные объекты, кроме кружки, которая является предметов созданным человеком, соответственно она будет лишней в этом ряду. На втором рисунке изображены предметы, созданные человеком, кроме синицы, которая является природным объектом, соответственно она будет лишней в данном ряду.

2. Приведите примеры природных объектов (по 3-4 в каждом ряду).
Объекты неживой природы: планеты, водопады, камни.
Объекты живой природы: деревья, звери, птицы, насекомые.
3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу. Можешь дополнить ее своими примерами.

4. Узнай по описанию веществ и впиши их названия в клеточки.
— Это вещество входит в состав любого живого организма. Тело человека на 2/3 состоит из этого вещества.

— Это вещество встречается в виде камня под землёй, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встреть в каждом доме — кухне.

— Это вещество добавляют во многие продукты — конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях.

Сахар

— Это вещество — наш помощник на кухне, потому что оно хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по все квартире, зато очень опасно.

Природный газ

— Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий.

Пластмасса

5. Подчеркни синим карандашом названия твёрдых тел, а зелёным-названия веществ: соль, гвоздь, железо, подкова, алюминий, проволока, медь, канистра для бензина, пластмасса, бензин, сосулька, вода, льдина, конфета, сахар, солонка.

Страница 38 — 39

6. Практическая работа (опыт) «Вода — растворитель».

Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
1) Предположите план (порядок) проведения опыта.

  1. Разлить воду по 4 стаканам.
  2. Положить в 1-ый стакан сахар.
  3. Положить во 2-ой стакан соль.
  4. Положить в 3-ий стакан мел.
  5. Положить в 4-ый стакан глину.
  6. Пронаблюдать за результатом.
  7. Записать вывод

2) Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое нам понадобиться для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.

3) Выполните действия по инструкции.

Воду из колбы разлейте в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпьте сахар, в стакан №2 — соль, в стакан №3 — измельченный мел (мел измельчите в ступке), в стакан №4 — глину. Размешайте все вещества стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Опишите устно.

4) Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак «+» в соответствующие графы таблицы.

5) Сделайте вывод. Проверьте себя по Приложению.

Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок и мел.

Подумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы предложили правильный план опыта.
Мы верно выбрали оборудование.
Мы точно зафиксировали результаты опыта.
Мы правильно сделали вывод из опыта.

Страница 40 — 41 — Мир небесных тел

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов , а в центре Солнца — 15-20 миллионов градусов .

Расскажи о Солнце своим одноклассникам. Включи в свой рассказ данные, выписанные из учебника.

2. Заполни таблицу. Один пример возьми из учебника (рисунок на с. 56). Другие примеры (1-2 в каждой графе) постарайся найти в дополнительной литературе, сети Интернет.

Различие звёзд по цвету

Названия звёзд по цветам

3. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Постройте модель Солнечной системы. Для этого вылепите из пластилина модели планет и расположите их в правильной последовательности на листе картона. Подпишите на табличках названия планет и наклейте их на вашу модель.

4. Разгадай кроссворд.

1) Самая большая планета Солнечной системы.
2) Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца.
3) Самая близкая к Солнцу планета.
4) Самая далекая к Солнцу планета.
5) Планета, на которой мы живём.
6) Планета — соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля.
7) Планета — соседка Земли, расположенная дальше Солнца, чем Земля.
8) Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном.

5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать. Запишите основные сведения для вашего сообщения. Укажите источники информации.

Звезда Альдебаран Одна из самых ярких звёзд на ночном небе, главная, ярчайшая звезда в созвездии Тельца, называется Альдебаран. По-арабски и это слово означает «идущий вслед». Альдебаран — оранжево-красная звезда-гигант. Её яркость больше, чем у Солнца, в 150 раз. Находится от нас на расстоянии 65 световых лет. Источник : Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: энциклопедия — М.: Эксмо, 2015.- 96 с.: ил. — (Твоя первая энциклопедия).

Страница 42 — 43 — Невидимое сокровище

1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.

В природе движущийся воздух — это ветер. Как известно, земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается воздух. Тёплый воздух легче холодного; он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Посмотрите, какие схемы предложили другие ребята. Оцените свою работу и работы своих товарищей. Чья схема правильная, точная, понятная? Кто допустил ошибки? Расскажите о возникновении ветра по наиболее удачным схемам.
2. Подпиши на диаграмме названия газов, которые входят в состав воздуха. Проверь себя по учебнику.

Подчеркни зелёным карандашом названия газа, который живые организмы поглощают при дыхании.
Подчеркни красным карандашом название газа, который живые организмы выделяю при дыхании.
3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.

1) Воздух прозрачен или непрозрачен?
Воздух прозрачен.
2) Имеет ли воздух цвет?
Воздух не имеет цвета.
3) Имеет ли воздух запах?
Воздух не имеет запаха.
4) Что происходит с воздухом при нагревании или охлаждении?
горячий воздух расширяется .

Этот опыт свидетельствует о том, что холодный воздух сжимается .
5) Как воздух проводит тепло?
Воздух плохо проводит тепло.

4. Как называется оборудование, использованное при проведении этих опытов? Укажи стрелками.


Страница 44 — 45 — Самое главное вещество

Практическая работа «Исследование свойств воды».

Цель работы : определить свойства воды.


Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Сравните цвет воды с цветом полосок, изображённых на этой странице. Что вы видите? О чём это говорит?

Вывод: вода бесцветна.

Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

Вывод: вода не имеет запаха.

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чём это свидетельствует?

Вывод: При охлаждении вода сжимается.

Общий вывод : вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению.

Мы верно выбрали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с приведёнными в Приложении.
Мы верно определили свойства воды, но неточно сформулировали выводы.
Мы допустили ошибки при определении некоторых свойств воды.

Страница 46 — 47 — Природные стихии в народном творчестве

1. Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно-прикладного искусства народов твоего края.

2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчество народов вашего края. Загадайте их участникам других рабочих групп.

Загадки про огонь Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь) Без питья живёт. Но стоит напоить — умирает. (Огонь) Алый петух в воде потух. (Огонь) Жевать — не жую, а всё поедаю. (Огонь) Загадки о воде Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает. (Вода) В жарки день самой желанной бывает.(Вода) Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода) Загадки про воздух Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

Устно сочини сказку о природных стихиях.

Страница 48 — 49 — Кладовые земли

  1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.

Минералы — это природные вещества Горные породы — это природные соединения минералов.

2. Практическая работа «Состав гранита».

Цель работы: определить минералы, входящие в состав гранита.

  1. Рассмотрите и сравните образцы минералов: полевого шпата, кварца, слюды. Устно опишите их свойства (цвет, прозрачность, блеск).
  2. Рассмотрите кусочек гранита с помощью лупы. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
  3. По результатам исследования заполните схему.


4. Сделайте вывод (устно). Проверьте себя по Приложению.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.

Мы правильно описали свойства минералов.
Мы верно определили минералы, входящие в состав гранита.
Мы правильно заполнили схему «Состав гранита».
Наш вывод совпал с тем, который приведён в Приложении.

3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежьте из Приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.


4. Запишите названия полезных ископаемых своего края.

Золото, газ, нефть, гранит, асбест, железная руда.

Страница 50 — 51 — Чудо под ногами

Практическая работа «Исследование состава почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.


Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : в почве содержится воздух.

Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод : в почве содержится вода.

Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?

Вывод : в почве содержится перегной.

Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?

Вывод :в почве содержится глина и песок.

Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт?

Вывод :в почве содержится минеральные соли.
Общий вывод : в состав почвы входят воздух, вода, перегной, глина, песок, минеральные соли.

Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению. Оцените свою работу, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы верно назвали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с выводами в Приложении.
Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали вывод.
Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

Страница 52 — 53 — Мир растений

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

  • Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена — 9 букв. Ответ: цветковые. Цветковые растения имеют цветки и плоды. У них есть и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Группа насчитывает 250 000 видов. Примеры цветковых растений : нарцисс, календула, бархатцы, ива, ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.
  • У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем — 9 букв. Ответ: водоросли. Водоросли — жители воды. Примером водорослей является морская капуста. У водорослей нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Тело водорослей похоже на длинные бурые ленты, оно называется слоевищем. Группа насчитывает 100 000 видов.
  • У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами — 3 буквы. Ответ: мхи. Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Группа насчитывает 27 000 видов.
  • У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках — 7 букв. Ответ: хвойные. Хвойные растения имеют корни, стебли, листья (хвоинки), но не имеют цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Группа насчитывает 600 видов. Примеры хвойных растений : сосна, туя, лиственница, ель.
  • Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов и семя — 11 букв. Ответ: папоротники. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Группа насчитывает 10 000 видов.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так:

  • Сережа: нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
  • Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
  • Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
  • Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.

Кто из ребят ответил верно? Кто допустил одну ошибку, две ошибки, три ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка у Сережи, две ошибки у Иры, три ошибки у Вити.

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.


Цветковые


Цветковые


Цветковые


Цветковые


Папоротник


Мхи


Хвойные


Хвойные

4. Используя книгу «Зелёные страницы», подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши названия вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Репейник, он же лопух

Многие растения: ландыши, белоснежные кувшинки — исчезают с лица земли, но не репейник.
Благодаря тому, что его корзинки с плодами крепко прикрепляются к одежде человека и распространяются повсеместно, репейник растет повсюду.


Если вооружиться лупой и рассмотреть внимательно это растение, то внутри шарика-корзинки — маленькие фиолетовые цветки, а снаружи — особые листочки. Они заканчиваются шипами-колючками благодаря которым они легко прикрепляются к человеку и животным.

Страница 54 — 55 — Наше путешествие в мир растений

На этих страницах подготовьте фоторассказ об удивительном мире растений вашего края или других мест, где вам довелось побывать. В фотографиях и подписях постарайтесь передать своё отношение к миру растений.

Растения Урала


Синий василёк — однолетнее растение. Встречается по опушкам лесов, полянам, обочинам дорог, как сорное растение на огородах и полях злаковых культур.


Кустарник высотой до 120 см. Она недалекая родственница брусники. Цветет голубика в июне-июле, а плодоносит в августе-сентябре. Её плоды очень вкусные. Их широко используют для приготовления различных блюд.


— многолетнее травянистое растение. В России растёт повсеместно (за исключением Крайнего Севера): на полянах, опушках, среди кустарников, на сухих открытых травянистых местах, по склонам холмов. В Европе ее называют — орегано, это дальняя родственница мяты, мелиссы, шалфея, базилика и других пряных трав. Орегано — это чуть ли не важнейшая пряность для изготовления легендарной пиццы в Италии и греческого салата.

Страница 80 — 81 — Как сохранить богатства природы

1. С помощь текста учебника заполните правую колонку таблицы.

Отрицательное влияние человека на природу Меры по охране природы
Попадание в воздух ядовитых выбросов промышленных предприятий и автомобилей Сооружение установок, которые улавливают вредные вещества. Создание автомобилей, которые меньше загрязняют воздух (работают частично на бензине, а частично на электричестве).
Попадание в воду бытовых стоков, отходов промышленных предприятий, ферм Строительство очистных сооружения, в которых загрязнённая вода будет проходить через различные фильтры.
Кроме того, на очистительных сооружениях стоит использовать невидимки-бактерии, которые обезвреживают ядовитые вещества.
Потери полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке Бережно и экономно использовать полезные ископаемые при их добыче,
перевозке и переработке.
Уничтожение растений, защищающих почву Растения укрепляют почву своими корнями, поэтому для сохранения
почвы важно беречь и сажать растения.
Сбор населением редких растений Охранять редкие растения, сооружая заповедники, национальные парки и
ботанические сады.
Неумеренная охота на животных, браконьерство Запрещать и ограничевать охоту на редких животных. Охранять
животных, сооружая заповедники и национальные парки. Также помогают
охране животных зоопарки.

2. Придумайте и нарисуйте условные знаки, показывающие охрану природных сообществ



в) водоёма


Обсудите условные знаки, предложенные другими группами. Выберите наиболее удачные.

Расскажите по условным знакам об охране природных сообществ.

Страница 82 — 83 — Охрана природы в культуре народов России и мира

1. Запиши (на выбор) пословицы, предания, сказки народов твоего края, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу.

Пословицы, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу — Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец. — Кто землю лелеет, того она жалеет. — Накормишь землю — она накормит тебя. — Люби природу — она добром ответит! — Сломать дерево — секунда, а вырастить — года. — Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Представь себя главной экологически чистого поселения. Нарисуй в рамке схему своего воображаемого хозяйства, где для отопления, освещения, для разных видов деятельности применяется сила воды, ветра, тепло солнца, переработка отходов и мусора, вновь засаживаются деревьями участки, предназначенные для вырубки. Используй опыт народов твоего края, который сохранился в сельских и дачных поселениях, в книгах о старинной и современной культуре народов России и мира.


Зачем люди живут на земле? Ответ на этот вопрос испокон веков искали как великие философы, так и простые обыватели. Но к окончательному выводу не пришел пока никто из них, ведь эта задача не имеет единого решения. Сколько философских школ, столько же и мнений, а может, и того больше.

И все же некоторые смогли подобрать логически ответы, способные объяснить существование человека.

Как часто мы размышляем о том, и живет?

Самая беззаботная пора — детство. В этот период все мы бегаем как угорелые по родным дворам, притворяясь пиратами, супергероями, роботами. В нашей голове могут роиться тысячи удивительных идей, но нет ни одного вопроса о смысле жизни. Да и зачем?

И только переступив порог юности, человек начинает искать на него ответ. «Зачем человек живет? Какое у него предназначение? В чем смысл моей жизни?» — все эти вопросы тревожили сердце каждого из нас. Но одни быстро выбрасывали их, переключаясь на более насущные проблемы, иные же, наоборот, провели всю жизнь в поисках неоспоримой истины.

Древние философы и смысл жизни

Однажды Аристотель сказал: «Познание души — это главная задача философа, так как это сможет дать ответы на многие вопросы…» Более того, он считал, что любой мыслитель должен искать смысл во всем, так как этот поиск является неотъемлемой частью нас самих. Он учил тому, что недостаточно принимать вещи таковыми, как они есть, нужно еще и понять, зачем они нужны в этом мире.

Немецкий философ Георг Гегель также был озадачен вопросом о том, зачем человек живет в этом мире. Он считал, что подобная тяга к познанию самого себя заложена в нас природой и является нашим истинным Я. Более того, он утверждал: если понять, какая роль отведена человеку, то можно будет разгадать и предназначение других явлений вселенной.

Также не стоит забывать о Платоне и его размышлениях о том, зачем человек живет на земле. Он был уверен: поиски своего предназначения — это высшее благо для человека. Отчасти, именно в этих поисках и был сокрыт его смысл жизни.

Божий план, или Зачем люди живут на плане?

Нельзя рассуждать о смысле жизни и не затронуть тему религии. Ведь все существующие верования имеют по этому вопросу. В их священных текстах есть четкие указания касательно того, как следует провести свою жизнь и что является высшим благом для человека.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные конфессии.

  • Христианство. Согласно Новому Завету, все люди рождены для того, чтобы прожить праведную жизнь, что подарит им место в раю. Следовательно, их смысл жизни в том, чтобы служить Господу, а также быть милосердными к другим.
  • Ислам. Мусульмане не слишком далеко отошли от христиан, их вера также основывается на служении богу, только на этот раз Аллаху. Помимо этого, каждый истинный мусульманин должен распространять свою веру и всеми силами бороться с «неверными».
  • Буддизм. Если спросить буддиста: «Зачем человек живет?», то он, скорее всего ответит так: «Чтобы стать просветленным». Именно эту цель преследуют все последователи Будды: очистить свой разум и перейти в нирвану.
  • Индуизм. В каждом есть божественная искра — Атман, благодаря которой человек после смерти возрождается в новом теле. И если в этой жизни он вел себя хорошо, то при следующем перерождении станет более счастливым или богатым. Высшей же целью бытия является разорвать круг перерождения и предаться забвению, которое дарует наслаждение и покой.

Научная точка зрения на предназначение человека

Поставила главенство церкви под сомнение. Это было связано с тем, что человечество получило еще одну версию, объясняющую появление жизни на Земле. И если вначале лишь немногие были согласны с этой теорией, то по мере развития науки ее приверженцев становилось все больше и больше.

Но как наука смотрит на обсуждаемый нами вопрос? Зачем человек живет на земле? В целом все довольно просто. Поскольку человек произошел от животного, то и цели у них схожие. А что является самым важным для каждого живого организма? Верно, продолжение рода.

То есть, с научной точки зрения, смысл жизни заключается в поиске надежного партнера, воспроизведении потомства и заботе о нем в дальнейшем. Ведь только так можно сохранить вид от вымирания и обеспечить себе светлое будущее.

Минусы предыдущих теорий

Теперь следует поговорить о том, какие недостатки есть в этих концепциях. Ведь как научная, так и религиозная гипотезы не способны дать исчерпывающего ответа на вопрос: «Зачем люди живут на земле?»

Минус научной теории в том, что она выделяет общую цель, которая идеально подходит для всего вида в целом. Но если рассматривать проблему в масштабе одного индивида, то гипотеза теряет свою универсальность. Ведь получается, что те, кто не способен иметь детей, и вовсе лишены всякого смысла жизни. Да и здоровому человеку вряд ли понравится существовать с мыслями о том, что его единственное предназначение — это передача своих генов потомству.

Неидеальной является и позиция религиозных общин. Ведь большинство религий ставит превыше земной. Более того, если человек — атеист или агностик, то и существование его лишено всякого смысла. Подобная догма многим не по душе, поэтому с годами церковные устои начинаю ослабевать. Как следствие, человек снова остается один на один с вопросом «зачем люди живут на земле».

Как же найти истину?

И что теперь? Что делать, если научная точка зрения не подходит, а церковная слишком консервативна? Где найти ответ на столь важный вопрос?

На самом деле универсального решения проблемы попросту нет. Каждый человек — личность, следовательно, его уникален. Каждый должен сам найти свой путь, свой смысл и свои ценности. Только так можно обрести гармонию внутри себя.

При этом необязательно всегда следовать одному пути. Прелесть жизни в том, что здесь нет установленных правил и границ. Каждый вправе выбрать для себя конкретные идеалы, и если они со времен покажутся ложными, их всегда можно заменить новыми. Например, многие люди полжизни работают ради того, чтобы сколотить состояние. И когда они добиваются этого, то понимают, что деньги — это далеко не главное. Тогда они снова принимаются за поиски смысла бытия, способного сделать их и красивее.

Главное — не бояться задумываться: «Зачем я существую и в чем мое предназначение?» Ведь если есть вопрос, то и ответ на него обязательно найдется.

Какого цвета добро? Чем пахнет совесть? Зачем небо синее? Для чего вообще нужна соль в море? Зачем листья у деревьев колышутся? Зачем комары пищат? Зачем светит солнышко?

Такие вопросы задают дети. Зачем нужно солнце? «Чтобы дарить нам свет и тепло» — ответит ребенок. Зачем планета крутится? «Чтобы у нас был день и ночь». Зачем нужны комары? «Чтобы летать и пищать, не давая нам уснуть». Зачем небо синее? «Чтобы днём было красивее». Зачем листья колышутся? «Чтобы дул ветер».

Из вашего вопроса напрашивается, что природа/боженька/вселенная для какой-то высшей цели создала такое прекрасное существо как человек.

Это такое детское представление, что вся природа только и занята обслуживанием человека. Зачем нужно человечество? По этой детской логике оно нужно для того, чтобы в мире была красота, искусство, чтобы было кому кормить лошадок и собачек, чтобы было кому убирать какашки за котиками, чтобы было слышно не только пение птичек, но и пение людей. Придумать можно хренову тучу всяких предназначений человечества.

То, что люди прекрасно приспособились к окружающей среде создает иллюзию, что эта среда была создана специально кем-то для них, а следовательно у них есть какая-то цель.

Наверное, тараканы тоже себя считают венцом творения, ведь их бог (человек) специально для них создает теплые и уютные жилища (щели под плинтусами), специально для них разбрасывает аппетитные крошки, специально для них оставляет капельки свежей воды в раковине, специально для них создает вентиляционные шахты, чтобы тараканы из одной квартиры могли ходить в гости к другим тараканам в другие квартиры, специально для них отапливает квартиры, чтобы тараканы не умерли от холода. Иногда человек гневается и насылает болезни в виде отравы, но это происходит из-за отельных тараканов-грешников, занятых гомосексуальными связями и половой распущенностью. Наверное, тараканы тоже считают, что у них есть предназначение и ценность, ведь не зря человек о них так заботится.